Демоверсии
Истории клиентов
Shotgun
30 Июля 2019

Три года подготовки перед выходом в космос

Shotgun помог объединить в единой среде более 150 человек, работающих над проектом

CGF – крупнейшая в России студия визуальных эффектов. За 13 лет CGF прошла путь от небольшой постпродакшен-студии до холдинга с офисами в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Лос-Анджелесе. В портфолио CGF – более 50 крупномасштабных российских и международных кинопроектов.

Сотрудничество с Autodesk компания начала с в 2010 году с приобретения программы Maya. С тех пор для специалистов студии Maya стала основным инструментом моделирования объектов и персонажной анимации. Именно при помощи Maya создавалась графика для фильма «Время первых». Другой инструмент, который постоянно используется студией с 2012 года, – это программа Autodesk Shotgun, позволяющая эффективно координировать работу не только отделов CGF, но и фрилансеров, четко ставить задачи, следить за их выполнением – и в итоге сокращать издержки.

«Время первых»: сюжет и задачи

В основу сюжета кинофильма «Время первых» легла реальная история первого выхода в открытый космос человека, который 18 марта 1965 года с корабля «Восход-2» совершил Алексей Леонов. При помощи новейших технологий в картине были воссозданы обстоятельства этого легендарного полета, воспроизведена последовательность нештатных ситуаций, показана героическая вера человека в собственные силы. Выход фильма «Время первых» состоялся в начале 2017 года.

«Перед нашей командой, – говорит генеральный продюсер студии Александр Горохов, – стояли как технические, так и творческие задачи. Прежде всего, нужно было максимально реалистично воссоздать атмосферу открытого космоса. Первые работы концепт-артистов и художников осуществлялись приблизительно за полтора года до выхода команды на съемочную площадку. Проводилось множество исследований и консультаций со специалистами, были подняты музейные фотоархивы, отсмотрены десятки часов кинохроники, сделаны многочисленные скетчи и превизы». Из 1235 шотов компьютерной графики, выполненных CGF для «Времени первых», 130 пришлось на кадры в открытом космосе.»

Сергей Невшупов, VFX-супервайзер CGF: «Работа над проектом длилась 29 месяцев, и только 9 из них ушло непосредственно на само создание компьютерной графики. Наиболее зрелищными и технически сложными стали сцены запуска космического корабля, full CG-сцены в открытом космосе и сцена посадки.

Никто не снимал на камеру спуск космического корабля на Землю с близкого расстояния. А нам к тому же требовалось воссоздать его нештатную посадку. Удобство инструментария Maya сделало эту задачу реализуемой в крайне ограниченное время
– Сергей Невшупов, VFX-супервайзер CGF
Сергей Невшупов: «Сцена посадки корабля на Землю оказалась технически чрезвычайно сложной. Нам было необходимо продумать последовательность разрушений космического корабля, «хореографию» траектории полета его обломков. Отдельной задачей стала реализация горения обломков, обгорание поверхностей деталей, состоящих из разных материалов, создание потока плазмы, искр. Мы получили определенную свободу действий в дизайне этого эффекта, поскольку референсов входа в атмосферу, снятых с близкого расстояния, практически не существует – за исключением всполохов плазмы, снятых в иллюминаторы шаттлов и «Союза».

Командная работа в Shotgun

Марина Симкина, координатор CGF: «Нужно понимать, что ни один большой проект размаха «Времени первых» невозможно осуществить без использования такой программы, как Shotgun. Нам очень нравится ее гибкость. Она позволяет полностью настроить проект «под себя». Кстати, нам не всегда требуется использование всех опций – базовый инструментарий позволяет весьма эффективно выполнять поставленные задачи».

Shotgun помог объединить все департаменты студии CGF: арт, мейт, ин-аут, камера, лэйаут, анимация, риг, моделинг, текстуринг, шотс, FX, композ, рото / кли-нап, DI и внештатных сотрудников в единую среду. Всего над созданием фильма «Время первых» работало более 150 человек. Марина отмечает, что Shotgun подходит как для не очень «продвинутых» пользователей, так и для более искушенных. В ней можно создавать уникальные лэйауты страниц, делать «хитрые» линки, создавать плейлисты. Так, особенно удобной в работе специалисты CGF называют опцию Review для быстрого создания комментариев по плейлисту. Она позволяет не сопровождать уникальными комментариями каждую версию плейлиста, а писать их «массово», а также предоставляет возможность вносить изменения в задания к каждому конкретному шоту, просматривая все комментарии и их версии.

Сотрудники студии CGF активно используют таймлоги для учета потраченного рабочего времени: при большом количестве сотрудников это абсолютно необходимо. Также во время и по окончании проекта это помогает собрать необходимую статистику, благодаря которой можно более точно планировать и бюджетировать следующие проекты. Благодаря Shotgun, продюсерам и супервайзерам легче ориентироваться в пространстве проекта и находиться в едином информационном поле. Сбор и анализ статистики – одна из самых полезных для них функций Shotgun.

Инструменты Autodesk Maya для «космического» моделирования

В работе над фильмом «Время первых» программа Autodesk Maya в основном использовалась для полигонального моделинга. Космический корабль «Восход-2», ракета-носитель, стартовый стол, самолеты Ту-104, Ту-126, Ан-2, космический скафандр – эти и многие другие модели создавались именно с помощью Maya. Также активно использовались инструменты редактирования UV-разверток.
Если говорить о процессе моделирования, то, безусловно, инструмент Modeling Toolkit был особенно важным в работе над проектом. Хочу отметить систему constraint’ов, которые появились сравнительно недавно и очень ускоряют рабочий процесс. Они стали работать быстрее и дают намного больше возможностей – например, для создания некоторых деформированных деталей «Восхода-2» и помятостей капсулы спускаемого аппарата использовались именно они. Для ретопологии удобны Quad Draw в связке с Live Object.
– Сергей Докучаев, моделер

Результат

Благодаря слаженной командной работе департаментов студии, эффективность которой повысило использование программы Shotgun, а также оптимального инструментария компьютерного моделирования Maya, позволившего реалистично воссоздать сложнейший технически процесс посадки космического корабля на Землю, конечный продукт – кинофильм «Время первых» – завоевал интерес зрителей как в России, так и в других странах мира. С момента громкой премьеры его посмотрели уже около 2,5 млн человек.
Проблемы
  • Реалистичная визуализация деформированных деталей «Восхода-2» и помятости капсулы.
  • Бюджетирование проектов, в частности гонорарного фонда.
  • Работа с огромным объемом комментариев.
Решения
  • Инструмент Modeling Toolkit и системы constraint’ов Autodesk Maya.
  • Контроль и прогноз рабочего времени в Autodesk Shotgun.
  • Функция Review в Autodesk Shotgun.
поделиться
Для сбора статистики по работе PointCGI, мы cобираем данные о пользователях. Используя PointCGI, вы соглашаетесь с нашей политикой обработки персональных данных, включая технологию cookie.