Демоверсии
Истории клиентов
Maya
30 Июля 2019

Миллиарды полигонов Сталинграда

Задача

События фильма «Сталинград» (режиссер – Федор Бондарчук) разворачиваются в оккупированном городе, где небольшая группа советских солдат заняла оборону в полуразрушенном жилом доме. Большая часть действия происходит внутри этого дома и на площади перед ним, однако есть также планы с боями на берегу Волги и общий вид города. Для натурных съемок были построены декорации недалеко от Санкт-Петербурга на базе разрушенного спиртзавода (его останки образуют один из углов площади). Декорации включали один полноценный отстроенный дом без крыши, где снимались интерьерные сцены, восемь бутафорских зданий-фасадов, окружающих площадь, и различные объекты на самой площади. Из художественных соображений здесь были собраны наиболее узнаваемые здания и объекты военного Сталинграда, которые на самом деле находились в разных частях города. Для создания компьютерной графики к работе была привлечена студия Main Road|Post, уже знакомая режиссеру по предыдущим проектам.

Основными задачами студии стали:
  • Моделирование разрушенного города для дальних планов и финальной панорамы;
  • Моделирование немецкого самолета и анимация сцены его падения на площадь;
  • Создание «массовки» солдат и техники – дополнение существующих компьютерными моделями.
Фильм «Сталинград» https://www.mrpost.ru/ru/work/stalingrad

В ходе работы возникла также необходимость создания точной компьютерной модели съемочной площадки (площади).

Решение

Для того чтобы создать полноценную модель города, которая потребуется в финальной панораме, студия собрала справочный материал (референсы):

  • Карта местности;
  • Свидетельства очевидцев и жителей нынешнего Волгограда;
  • Военные фотографии.

«Нам были нужны военные “Яндекс-карты”, аналог спутникового снимка, – рассказывает Станислав Пологрудов, один из ведущих специалистов студии, – и мы нашли довоенную аэрофотосъемку. На этой фотографии мы обозначили подходящие места для съемочных локаций – дома, нефтехранилища со взрывающимися баками, лодочной переправы и сельских домов на берегу Волги. Наш сотрудник, родившийся в Волгограде и хорошо знающий город, подсказывал нам топографию города». «Еще мы нашли старый номер американского журнала Life, – добавляет Константин Павлов, главный моделлер студии, – в котором были фотографии разрушенных городов после бомбежек. Они были не очень большого размера, но позволяли рассмотреть и понять принципы разрушения зданий».

Первый шот (сцену) пришлось делать в очень ограниченные сроки – он был нужен для презентации фильма (трейлера). В нем присутствовал немецкий офицер на фоне горящего города. Необходимо было подставить сам город вместо хромакея. Для этого плана в Maya была создана панорама, от которой, однако, в дальнейшем отказались, так как была разработана более подробная компьютерная декорация.

Фильм «Сталинград» https://www.mrpost.ru/ru/work/stalingrad

Одновременно началась работа над моделированием Сталинграда. «Мы понимали, – говорит Станислав Пологрудов, – что город представляет собой огромное количество разнообразных домов разной степени разрушения, куч мусора, брошенного транспорта, деревьев и прочих объектов. Работа была разделена на три этапа: разработка структуры города, моделлинг и сборка сцены». Уже на этапе разработки структуры по фотореференсам художники готовили в Maya модели и проецировали их на карту. «Всего было полностью смоделировано около 30 различных зданий, – говорит Константин Павлов, – у которых было несколько степеней разрушения. Из них создавалась панорама города, содержащая в сумме более 13 тысяч отдельных сооружений или их развалин». Эти здания были расставлены на карте в соответствии с данными довоенной аэрофотосъемки.

Отдельной задачей являлось моделирование мелких объектов – столбов, автомобилей, деревьев, телег, качелей, ежей, затонувших у пристани кораблей и т. д., а также мусора. Кучи мусора собирались из небольших объектов и «отломанных» кусков моделей зданий, после чего «бросались» на землю для естественного разброса. Для того чтобы кучи строительного мусора рядом с разрушенными домами выглядели натурально, их объем и траектория падения моделировались в Maya, а сами они представляли собой отрезанные от модели здания элементы. Полученные объекты привязывались на карте к объекту-донору.

Выбор Maya для нас очевиден – сейчас это стандарт индустрии для моделирования объектов. Когда мы работали над «Сталинградом», в этой программе появилось важное новшество – окно ViewPort, которое позволяет в реальном времени видеть большое количество полигонов без необходимости прятать слои. С учетом размеров нашей модели, а город состоит из 6,7 млрд полигонов, это было крайне актуально
– Константин Павлов, главный моделлер студии Main Road|Post

В дальнейшем локаторы всех объектов, расставленные на карте, выгружались из Maya в виде текстового документа для использования в Houdini, в котором студия традиционно собирает сцены, делает анимацию и динамику, а также рендер. Значительной частью работы над фильмом стало создание сцены падения немецкого самолета «Хенкель» на площадь. В процессе падения самолет должен разрушать купол театра и фигуры, стоящие на его крыше. Задача выполнялась в четыре этапа: превизуализация / анимация (pre-production), натурные съемки (production), визуализация / эффекты /рендер (post-production) и компоуз. Предполагалось, что компьютерная модель самолета будет пролетать сквозь снятые декорации. Как и другие модели фильма, «Хенкель» делался в Maya. Для превизуализации были созданы и анимированы грубые модели самолета и площади, предварительная анимация помогла подобрать нужные ракурсы, которых в итоге оказалось три: вид с крыши с людьми, вид из окна с людьми и пролет по площади. В процессе работы сценарий дополнился отлетающим от самолета крылом, которое разрушает ротонду, – этот сюжет также был преанимирован.

Большие локации требовали больших вычислительных мощностей, проблему решали с помощью слоев в Maya

По результатам натурных съемок стало ясно, что наиболее длинный шот с пролетом камеры по площади придется делать полностью компьютерным: на площадку не доехал съемочный кран со стрелой нужной длины, поэтому движение камеры в отснятом материале не обладало точным соответствием превизуализации. «К тому времени у нас все равно была почти готова модель площади, – говорит Константин Павлов, – поскольку режиссер добавил сцены, которые вживую снять было нельзя. Использовать готовую модель проще, чем подставлять живые съемки, потому что не надо тратить время на подбор точного ракурса, совмещение реальной и виртуальной камер». В финальной сцене падения «живыми» являются только люди и ближайшие к ним стены, которые не требовали соотнесения с перспективой. Maya использовалась и для создания «массовки» солдат и техники. В частности, в сцене, где горящие солдаты бегут вверх по берегу реки, нужно было визуально увеличить их количество. Был использован прием ротанимации – движения моделей подгонялись под движения актеров, чтобы позже на этих моделях симулировать огонь в Houdini. Финальный план, ради которого создавалась гигантская модель города, делался последним. К тому времени были готовы все модели.

Результат

Модель города, которую зритель может увидеть в финальной сцене с отлетом камеры, включает в себя около 6,7 млрд полигонов. Благодаря высокому качеству, модели часто использовались и в тех сценах, где планировалось подставлять съемочный материал. Практически все планы на площадку, за фасадами которой виден город, были сделаны на компьютере. Кроме того, по ходу работы появились дополнительные сцены: так, кадры с полетом бомбардировщиков над городом стали возможны благодаря наличию детальных моделей и самолетов, и города, а кадры с минометным обстрелом появились уже на этапе постпродакшена – детализация модели позволяла их сделать. «Главной сложностью этой работы был ее объем, – говорит Константин Павлов. – В постоянном режиме над моделированием города работало два человека, большие локации требовали больших вычислительных мощностей, проблему решали использованием слоев в Maya».

«Выбор Maya для нас очевиден – сейчас это стандарт индустрии для моделирования объектов, – продолжает Константин. – Когда мы работали над «Сталинградом», в этой программе появилось важное новшество – окно ViewPort, которое позволяет в реальном времени видеть большое количество полигонов без необходимости прятать слои, что с учетом размеров нашей модели было крайне актуально». По данным на конец 2013 года, фильм «Сталинград» стал самым кассовым российским фильмом, собрав в прокате 66,7 млн долларов.

поделиться
Для сбора статистики по работе PointCGI, мы cобираем данные о пользователях. Используя PointCGI, вы соглашаетесь с нашей политикой обработки персональных данных, включая технологию cookie.